Исследовательский проект Быть бережливым- значит жить в богатой стране
Исследовательский проект
Быть бережливым- значит жить в
богатой стране
«Используй все, что берешь.
Бери только то, что тебе необходимо»
(Лапландская поговорка)
Введение
Проблемы
охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и их
воспроизводства в современных условиях особенно актуальны, поскольку
воздействие человека на природу приобрело глобальный характер. Необходимость
организации рационального взаимодействия общества с природой, не ограничивается
национальными рамками какой-либо отдельной страны, а захватывает многие страны,
целые регионы, а зачастую и весь земной шар, ибо изменения в атмосфере, уровень
радиации, загрязнение воздуха отходами производства и воды из-за неудачной
транспортировки нефти и т.д. ведут к нарушению баланса между природной средой и
обществом, что представляет для людей большую опасность. Поэтому вопросы
использования топливно-энергетических ресурсов, охраны окружающей среды волнуют
все человечество, и им отводится все более важное место в различных областях
международного сотрудничества.
Чего только люди не выдумали, чтобы
облегчить себе жизнь: удобрения для сбора богатых урожаев и различные яды,
чтобы убивать насекомых-вредителей; автомобили, заполонившие наши города и
села.
Научились в огромных количествах
добывать полезные ископаемые, чтобы получать тепло и энергию. Перегородили реки
плотинами, и там, где были луга, появились водохранилища. На месте бескрайних
лесов построили города заводы.
Сейчас
люди всей Земли с глубокой озабоченностью осознают, что планете все больше
грозит экологическая катастрофа, которая может уничтожить все формы жизни на
Земле.
Краткая аннотация проекта
Проект предусматривает создание условий
для реализации задач энергосбережения. Участие в акциях, субботниках,
исследовательских работах по энергосбережению - уникальная возможность для
детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного
края.
Проект
позволит выявить представления о компонентах рационального использования
энергии в школе и дома. Представлен опыт проведения мероприятий, направленных
на энергосбережение, определены пути
экономии энергии.
Обоснование необходимости проекта
Речь идет о глобальных климатических
изменениях, где даже более опасными являются такие следствия разбалансировки
климатической системы, как учащение и усиление всевозможных
погодно-климатических аномалий, а именно: засух, наводнений, ураганов, смерчей,
диких морозов и т. д.
Актуальной задачей сегодняшнего дня
является щадящий режим природопользования, направленный на сохранение лесов,
чистоты рек и озер, обеспечение воспроизводства флоры и фауны, охрану редких и
исчезающих животных и птиц.
Своим проектом мы хотим призвать и
убедить людей в необходимости создания общества, на безопасном для окружающей
среды бережном использовании энергии, так как в настоящее время все мы
энергозависимы. Ни один фактор производства, а так же обычный уклад жизни
граждан не может полноценно функционировать без электричества.
Актуальность данного проекта связана с предложением принятия разумных
решений каждого из нас в отдельности, с формированием у каждого из
нас ценностных ориентаций, правовых и нравственных норм поведения, получением
нами знаний и практических навыков в области энергосбережения.
Миссия проекта – пробуждать в сознании людей (учащихся и их родителей) экологическую
ответственность.
Цель: воспитание
экологического сознания у детей и привлечение внимания общественности к
проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране
окружающей среды.
Задачи: проанализировать деятельность
электроэнергетического комплекса агр. Дабрынь, причины большого потребления
электроэнергии, её потери, исследовать проблемы экономии электроэнергии,
провести опрос в соответствии с темой, выявить основные причины экономии
электроэнергии, сделать вывод и предложить альтернативные пути экономии
электроэнергии.
Этапы проектной деятельности
Достижение цели и решение задач проекта
осуществляется в три этапа:
План реализации проекта
Этапы
проекта |
Задачи
этапа |
Мероприятия |
I. Подготовите льный |
1.
Организационная: разработка плана по
реализации проекта. |
Представление и рассмотрение
разработанного плана проекта |
Анкетирование участников
образовательного процесса, родителей учащихся. |
||
2. Мотивационная: выявление и
анализ отношения к проекту участников образовательного процесса. |
Изучение литературы по теме,
ознакомление на собрании; создание и пополнение банка данных по детям,
имеющих интерес к энергосбережению |
|
3. Содержательная: изучить
нормативно-правовую документацию, разработать содержание в соответствии с
выбранной темой. |
Разработка методических рекомендаций для
участников проекта |
|
4. Информационная: обеспечить
информационную поддержку всех участников образовательного процесса. |
Наблюдения и измерения расходования
энергии в школе и дома. |
|
Изучение альтернативных путей экономии
электроэнергии. |
||
Агитация рекомендаций по экономии
электрической энергии в быту и в школе, привлечение родителей в деятельность
по энерго- и ресурсосбережению |
||
II. Практический |
2. Осуществить информационную
поддержку проекта.
|
Создание индивидуальных карт “горячих точек”, примеров потерь энергии. |
Проведение опроса в соответствии с
темой, выявление основных причин экономии электроэнергии. |
||
Проведение мероприятий, лабораторных
работ, турниров, субботников. |
||
Выявление и исследование причин потери энергии
(например, утечки горячей воды), в школе, дома. |
||
Конкурс рисунков "Энергия и среда
обитания" |
||
Осуществить анализ эффективности проекта. |
Проведение мониторинга результативности реализации проекта. Разработка
электроэнергетического комплекса. |
|
III. Заключитель ный этап |
Итоги реализации проекта. Выводы. |
Экологический
подход к организации собственной жизни: “Энергия и питание” – оценка
энергозатрат и составление оптимального питания по энергетической ценности;
“Современные упаковки" – исследование энергозатрат на производство
упаковки, использование многоразовой упаковки; “Бежит вода из крана” –
измерение расхода воды. |
Творческий
отчет участников проекта по его реализации, выставка творческих работ
учащихся |
||
Обобщение опыта, участие в работе форумов с целью популяризации проекта. |
Методы: словесный – лекция, беседа (эвристическая беседа с элементами
самостоятельной работы); частично-поисковый, исследовательский – работа с
источниками информации (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление
фактов), проектный (создание авторских медиаресурсов), элементы технологии
развития критического мышления, наглядно-образный (изучение таблицы и
иллюстраций), информационные технологии, работа с текстом.
Поисково-эвристический подход использован в поиске ответов в
различных источниках на вопросы, указанные в инструктивных картах, в подготовке
выступлений - защиты проекта.
Практический метод заключался в разработке рекомендаций и перечня типовых
мероприятий для жилых и общественных зданий. В домах детей, школе, где уже
осуществлены меры энергосбережения, наибольшая экономия (более 45 %) получена
за счет утепления помещений, замены ламп энергосберегающими.
1.
Привлечение внимания к проблеме
глобального изменения климата, возможным последствиям для Ельского района, и
практическим мерам для снижения выбросов парниковых газов.
2.
Справедливое и ответственное отношение к животному
и растительному миру.
3.
Привлечение внимания к проблемам
использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей
среды.
4.
Умение рассчитывать стоимость потребляемой
электроэнергии.
5.
Агитировать рекомендации по экономии
электрической энергии в быту и в школе, вовлечь родителей в полезную
деятельность по энерго- и ресурсосбережению
6.
Умение работать в малых группах,
уважительно относиться к мнению одногруппников; прививать интерес к
природе Земли в целом и родного края в частности; воспитывать бережное
отношение к ней.
Основное содержание проекта
1.
ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ
Открытие электричества можно отнести
к периоду: конец 19 - начало 20 века. Но наблюдали первые электрические
явления люди ещё в пятом
веке до нашей эры. Они замечали, что потёртый мехом или шерстью кусок янтаря притягивает к себе лёгкие тела, например, пылинки. Древние греки даже научились использовать это явление – для удаления пыли с дорогих одежд. Ещё они заметили, что
если сухие волосы расчесать янтарным гребнем, они встают, отталкиваясь друг от
друга, при этом в воздухе возникают искры и треск.
2.
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.
Электричество
– вид энергии, которая переносится
крошечными
частицами – электронами. Энергия – это сила, способная выполнять какую-нибудь
работу. Электричество легко
превращается в другие формы,
например, в свет или тепло. Его можно без труда передавать по проводам. Электричество приносит нам тепло и свет, на нем работают разнообразные
машины, в том числе компьютеры и планшеты. Получают электричество на специальных станциях. Оно может возникать из
солнечной энергии, падающей воды, специальных устройств – генераторов, либо получаться при возникновении какой – либо химической
реакции.
3. КАК ЖИЛИ БЕЗ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА?
Масляные лампы и свечи были
основными источниками света вплоть до середины 19 века. К этому времени из нефти
научились получать керосин,
который заменил масло в лампах. Крестьянские избы на
Руси в 18-19 веках с весны
до осени вообще не освещались. Считалось, что с Пасхи до Покрова вставать и
ложиться надо с зарей. Для
домашних дел хватало света от трех окон на главном фасаде
дома. И лишь зимой хозяева зажигали лучины, а в праздники – свечки.
4. ВИДЫ
ЭНЕРГИИ:
Наиболее часто
встречающаяся нам в повседневной жизни – механическая энергия. Это энергия
непосредственного взаимодействия и движения физических тел и их частей.
МАГНИТНАЯ ЭНЕРГИЯ
Постоянные магниты, хотя и обладают
запасом энергии, отдают её весьма неохотно, так что нет нужды как-то специально
называть эту энергию. Однако электрический ток создает вокруг себя протяженные,
сильные магнитные поля.
Как только ток выключается, магнитное поле
исчезает, «сжимается», и в цепь выделяется значительное количество энергии не
из батареи, а из магнитного поля. Это и есть магнитная энергия. Происходит это
в течение короткого периода времени «замирания» тока.
СВЕТОВАЯ ЭНЕРГИЯ
Для развития солнечной энергетики
необходимы определенные условия, главное из которых – это большое количество
световой энергии, поступающей на поверхность. Успешно пользуются своим выгодным
географическим положением Германия, Канада Япония. На одном уровне с ними по
этому показателю находится и Беларусь. Ежегодно на территорию этой страны
поступает количество солнечной энергии эквивалентное 40 млрд. т.у.т., что в 3
раза превышает объемы потребляемой электроэнергии.
Всего в Беларуси действует 31 солнечная
станция общей мощностью 41 МВт. Согласно государственной программе
«Энергосбережение», к 2020 году в Беларуси планирует строительство не менее 250
МВт солнечных электростанций.
Самая
мощная солнечная станция
в
Беларуси под Речицей
Здесь установлено 218 430 солнечных панелей.
Солнечная электростанция в Ельском районе Гомельской области
Номинальная мощность
солнечного парка — 14,31 МВт.
Под строительство солнечного парка
выделено около 40 га лесных земель, расположенных в Кочищанском
лесничестве неподалеку от деревни Вишеньки Ельского района.
Химическая энергия известна каждому современному человеку и широко используется во всех сферах деятельности.
Она известна Человечеству с самых давних
времен и всегда применялась как в быту, так и на производстве. Наиболее
распространенными устройствами, использующими химическую энергию являются:
камин, печь, горн, домна, факел, газовая горелка, пуля, снаряд, ракета,
самолет, автомобиль. Химическая энергия применяется в производстве
медикаментов, пластика, синтетических материалов, и т.п.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ
Электрическая энергия широко
известна человеку из повседневной жизни. Это энергия, заключенная в
электромагнитном поле. Электромагнитная энергия включает в себя и
такие виды энергии, как электрическая и магнитная.
Электромагнитная энергия известна и
используется людьми издревле.
Энергия, переносимая волной
может быть огромна. Пример тому – Мировой Океан.
Когда спокойная, ласково лижущая берег гладь превращается в шторм, морские
волны способны крушить корабли, выбрасывать на берег огромные камни,
выплескивать воду в высоко поднятые водоемы, создавая запас потенциальной
энергии. В старину на многих реках стояли водяные мельницы. Вода вращала колесо и молола зерно. Сегодня на реках строят большие
гидроэлектростанции с мощными турбогенераторами. Реки перекрывают плотинами, чтобы создать
запас воды для электростанций.
Потоки воды устремляются через специальные стоки в плотине и вращают лопасти
турбогенераторов. Электроэнергия передается по силовым кабелям.
Основной гидроэнергетический потенциал
Беларуси сосредоточен на трех реках: Западной Двине, Немане и Днепре. Опыт использования ГЭС в Беларуси
насчитывает более 50 лет, еще в начале 60-х годов XX в. В республике
действовало примерно 180 ГЭС мощностью 21 МВт и среднегодовой выработкой
электроэнергии 88 млн. кВт-ч.
Самая крупная ГЭС находится
в Осиповичском районе и имеет установленную мощность 2,175 МВт.
В Беларуси разрабатывается проект
строительства в Гомельской области Речицкой гидроэлектростанции, установленной
мощностью 4,6 МВт на реке Днепр в Гомельской области (створ – в районе д.
Борхов, 8 км от г. Речица выше по течению реки).
ЭНЕРГИЯ ВЕТРА
Сейчас ветряные станции вырабатывают
электричество в отличие от тепловых электростанций, где сжигаются нефть и
уголь, ветряные станции не загрязняют воздух. Ветер приводит в
движение лопасти, которые вращают турбогенератор, вырабатывающие электричество.
Затем электроэнергия по кабелю передается потребителям.
В настоящий момент на территории Беларуси
действует 23 ветроустановки. ВЭУ установлены в Гродненской, Минской, Витебской,
Могилевской областях. Самая крупная ветроэнергетическая установка в Беларуси
действует в посёлке Грабники, Новогрудского района, Гродненской области: её
мощность составляет 1,5 МВт. Ветряк под Новогрудком до сих пор остается самым
большим и мощным в Беларуси, а также единственным государственным. По
заверениям специалистов ветроустановки окупятся в течении пяти лет при
среднегодовой скорости 6–8 м/с.
ГЕОТЕРМАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ
Геотермальная энергия – это тепло земных недр.
Вырабатывается оно в глубинах и поступает к поверхности Земли в разных формах и
с различной интенсивностью.
В Беларуси уже существует опыт
использования геотермальных ресурсов. В стране действует около 100
геотермальных установок. Их суммарная тепловая мощность составляет около 5,5
МВт. А два года назад введена в опытную эксплуатацию пилотная геотермальная
станция мощностью 1 МВт на территории тепличного комплекса «Берестье»
Брестского района. Основное ее назначение – обогрев 1,5-2 га теплиц хозяйства.
ЯДЕРНАЯ (АТОМНАЯ) ЭНЕРГИЯ
Применение ядерной энергии в современном мире
оказывается настолько важным, что если бы мы завтра проснулись, а энергия
ядерной реакции исчезла, мир, таким как мы, его знаем, пожалуй, перестал бы существовать.
Мирное использование источников ядерной энергии составляет основу
промышленного производства и жизни многих стран.
БИОРЕАКТОР
Биореактор – прибор, осуществляющий
перемешивание культуральной среды в процессе микробиологического синтеза. При гниении
бытовых отходов выделяется газ, который называется «метан». Этот газ загрязняет
воздух, однако его можно собирать, а затем сжигать на тепловых электростанциях
также, как уголь и нефть.
Проблема не в развитии энергетики, а в
выбросах. Транспортные перевозки, заводская производительность – везде в ход
идут горючие ископаемые. Именно выбросы влияют на глобальное потепление.
Поэтому мы ни в коем случае не призываем всех выключить лампочку и остановить
производство на заводах, мы призываем использовать энергоресурсы
эффективнее.
Энергосбережение
не только помогает бороться с изменениями климата, а еще и способствует
экономическому росту; предоставляет всем нам конкретные преимущества: дома,
которые становятся экологичнее, города, которые становятся более безопасными и
комфортными для жизни, уровень производительности, который вырастает,
уровень жизни, который повышается.
Глобальное потепление, безусловно,
представляет великую угрозу, но также и предоставляет большую возможность для
создания инновационных технологий, что в свою очередь приведет к процветающему
сообществу в ХХI веке.
Глобальное потепление создает возможности
для предпринимательства. Но мы не можем процветать в мире, которому угрожает
серьезная опасность. Огромные перспективы видим в сфере светодиодного
освещения, в проведении мероприятий по развитию чистых источников энергии.
Если
посмотреть на здания, строящиеся по энергосберегающим технологиям, мы видим
много изменений к лучшему. Например, счета школ за электроэнергию сократились
вдвое. Кроме того, сильно повысилась успеваемость детей: они читают на 20–30%
быстрее, делают меньше ошибок в контрольных работах. На своих мероприятиях не
просим людей спасать планету, а рассказываем им про реальные преимущества,
которые энергосбережение привнесет в их конкретную жизнь. Рассказываем им про
то, какую пользу приносит энергосбережение: как поднимается уровень
успеваемости в школе, как дома становятся комфортнее, как падает уровень
преступности в городе или дорожно-транспортных происшествий на дорогах.
Информируем, что пусть сегодня светодиодные лампы чуть дороже, но они быстро
окупаются за счет высокой энергоэффективности и работают намного дольше
благодаря высокому качеству.
Признаки
глобального бедствия:
- наличие
парникового эффекта,
- уничтожение
озонового слоя,
- высокая
концентрация в атмосфере загрязняющих высокотоксичных и радиоактивных
веществ,
- эрозия
почв,
- сокращение
площади лесов,
- наступление
пустынь,
- загрязнение
водоемов,
- истощение
водных запасов,
- истребление
животного мира.
Под угрозой
само существование человека
Земля – планета людей. Очень быстро растет
население Земли, оно составляет 7,6 млрд. человек. Каждому из них требуется
пища, одежда, крыша над головой. В то же время ресурсы планеты не умножаются, а
иссякают. Выбывают из оборота плодородные почвы – единственный источник земной
жизни. Катастрофически быстро загрязняются воды и воздух. Замечено ослабление
поглощающей, оздоровляющей способности Мирового океана.
Нам
кажется, что наша жизнь
Не так длинна, не так легка,
Как бы хотела вся Земля…
Но ты продлить ее пытайся,
Энергию сберечь старайся;
Тепло и воду сохрани;
Пожар ты в доме избеги;
И сор свой в мусорку бросай;
Бутылки “Вторсырьё” сдавай;
Дверь за собою закрывай;
Утюг и плитку выключай;
Открытым кран не оставляй!
Ведь это важно!
Так и знай!
И в будущем не забывай:
Экономию страны пополняй!
Проблемный вопрос
Что мы можно сделать для экономии энергии?
Начнем с простых
энергетических решений.
Энергосбережение – одна из приоритетных задач. Это связано с дефицитом основных
энергоресурсов, возрастающей стоимостью их добычи, а также с экологическими
проблемами.
Специалисты утверждают, что потребление
энергии, в среднем, может быть сокращено:
• в быту на 34%
• у небольших потребителей на 22%
• в транспорте на 24%
• в промышленности на 13-33%
Пути экономии в школе
Энергосберегающая лампа: новый век – новый свет.
На
протяжении почти всего XX века у ламп Эдисона не было достойного конкурента.
Прорыв в бытовом освещении был сделан только в 1976 году, когда изобретатель Эд
Хаммер представил компании General Electric принципиально новую лампу,
получившую впоследствии название энергосберегающая. Основной задачей, которую
он решил – было придание длинной стеклянной трубке формы обычной лампы
накаливания. Площадь поверхности энергосберегающей (люминесцентной) лампы
намного больше площади поверхности нити накаливания, а значит, свет в комнате
будет распределяться равномернее, что позволит снизить утомляемость глаз.
Существует образное
выражение, что мы живем в эпоху трёх «Э»:
экономика, энергетика, экология. Энергосберегающие лампы соответствуют всем
трём «Э».
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ
ЛАМПЫ (или иначе, компактные люминесцентные лампы) обладают
рядом преимуществ перед обычными лампами накаливания:
• экономичность. Потребляют в 5 раз меньше
электроэнергии, что имеет особенное значение для
масштабных организаций: школ, гостиниц, аэропортов,
торговых центров. Экономия выливается в десятки тысяч
рублей в год;
• долговечность. Срок службы в 8-12 раз
больше, чем у ламп накаливания, соответственно,
менять такие лампы придётся во столько же раз
реже;
• высокая цветопередача и светоотдача (в 5-7 раз больше, поэтому
одна 20-ваттная энергосберегающая лампочка заменяет
традиционную лампу накаливания в 100 Вт), ровный
свет без раздражающего мерцания, что значительно снижает усталость глаз;
• при работе практически не
нагреваются, поэтому они могут работать в постоянном режиме в
местах, где требуется освещение на протяжении всех суток
(коридоры производственных помещений, аварийное, дежурное освещение
и т.д.);
• пожаро- и электробезопасность. Ток, протекающий через
электро-проводку и установочные элементы,
примерно в 5 раз меньше, чем для обычных
ламп. В результате, электропроводка, патроны и другие
элементы меньше разогреваются и разрушаются.
При этом полная замена ламп накаливания на энергосберегаю-щие
позволит снизить выбросы углекислого газа на 80%. Но правда ли, что энергосберегающие лампы выигрывают у ламп накаливания так
по мощности, так и по освещенности и силе света?
Итак, действительно ли выгодно использовать энергосберегающие лампы
вместо ламп накаливания? Это мы и собираемся выяснить. А для этого в школе и
дома мы решили провести серию опытов. В
опытах мы будем сравнивать лампы накаливания и энергосберегающие лампы
различных мощностей. Энергосберегающие лампы должны быть эквивалентны
лампам накаливания с номинальной мощностью, превышающую номинальную мощность
энергосберегающей лампы. Таким образом:
Энергосберегающая
лампа |
Лампа
накаливания |
11 Ватт |
= 60 Ватт |
20 Ватт |
= 100 Ватт |
25 Ватт |
= 125 Ватт |
Поэтому для снижения электропотребления в школе было принято решение – заменить лампы
накаливания на энергосберегающие источники освещения. Почти все лампы в школе
были заменены и при этом была осуществлена зональность включения ламп. В
столовой и в мастерской были заменены
лампы на более экономные (LED). Это первый шаг на
нашем пути к снижению энергозатрат.
Второй шаг:
большое значение для уменьшения электрозатрат имеет цвет стен, потолка и других
поверхностей в классе.
Светлый цвет отражает световой поток (80%), и поэтому светлые стены в интерьере всегда делают помещение светлее. В нем
не бывает темных “закоулков”. Белые стены “раздвигают” пространство, темные -
сужают его. Поэтому в школах стены, потолки, оконные переплеты должны быть окрашены в светлые тона.
Светлый цвет стен позволяет при
частичном (зональном) включении ламп получить необходимый уровень освещенности, что тоже ведет к
экономии электроэнергии.
Теперь проанализируем, сколько
электроэнергии после внедрения этих
изменений
Помещения |
Кол-во ламп накаливания, щт ( до замены) |
Кол-во эконом. ламп, шт (после частичной замены) |
Мощность ламп накаливания, Вт |
Мощность эконом.ламп, Вт |
Классные кабинеты |
136 |
78 |
9620 |
20*18=360 166*36=5976 6342 |
Другие помещения |
86 |
60 |
9165 |
1618 |
Итого |
212 |
236 |
18785 |
7960 |
Экономия |
|
|
|
10825 |
Мониторинг прочих электрозатрат в школе
Кроме
классов большим потребителем электроэнергии в школе является столовая. Это
современные электроприборы и потребляемая мощность по сравнению с электропечами
со встроенными электротенами (которые имеются в школьной столовой) меньше, но
из за слишком частого их использования потребление электроэнергии было больше,
чем в этом учебном году. Потребление электроэнергии снизилось. Заменили
водонагреватель в столовой на более
экономичный.
№ п/п |
Электрооборудование в столовой |
Потребляемая
мощность, кВт |
Кол-во
часов в сутки |
Кол-во
дней в м-це |
Итого за
м-ц, кВт |
1 |
Электропечь
|
5,0 |
2,5 |
22 |
320 |
2 |
Бойлер на
100л. |
2,0 |
2,0 |
22 |
76 |
3 |
Холодильник « Атлант» 2-х камерный |
0,3 |
24 |
31 |
223,2 |
4 |
Холодильник
«Атлант » однокамерный |
0,3 |
|
|
|
5 |
Вентилятор |
0,025 |
8 |
22 |
4,4 |
|
Итого |
|
|
|
624,7 |
Оценить количество электроэнергии,
которую расходует школа, можно по показаниям счетчика. Анализируя показания, можно сказать, что в
целом прослеживается тенденция к снижению потребляемой энергии в школе. Это
можно объяснить тем, что в школе проведён ремонт и замено освещение,
оборудование на более эффективное и энергосберегающее.
Показания по электроэнергии
Экономя тепло, экономим электричество
С
приближением осенних холодов и наступлением отопительного сезона стоит
задуматься о состоянии окон. Мы предположили,
что именно через старые рассохшиеся окна уходит от 25 до 40% тепла. В нашей школе имеются старые деревянные окна. Заделка щелей поролоном с последующим
оклеиванием окна позволит немного снизить теплопотери, но незначительно. Всё
равно это не избавит нас от сквозняков и существенных потерь тепла, к тому же
процедуру утепления окна придётся повторять снова каждый год, так как слежавшийся
поролон не герметизирует щели, да и срок службы клеящей бумаги или ленты
короток.
Пластиковые окна обеспечивают
максимальную герметичность, полностью исключая любые сквозняки и продувание.
Тепло не выдувается наружу через щели окна, а остаётся в помещении. Профильные
системы, из которых изготавливают пластиковые окна, содержат несколько контуров
уплотнений из высокоэластичных материалов, которые препятствуют продуванию на
протяжении всего срока эксплуатации пластикового окна.
Аналогичная
ситуация и с дверными проёмами.
Замена дверей на входе также даёт экономию тепла. Они надежно защищают от
сквозняков и не происходит утечка
теплого воздуха из здания школы.
Обогрев школы осуществляется
с помощью системы водяного отопления — это замкнутая цепочка
котёл-трубопровод-батарея-трубопровод-котёл, с принудительной циркуляцией. Теплоноситель подавался в трубчатые регистры,
которые для придания эстетического вида были многократно окрашены, что
значительно снизило КПД регистра. В 2020
году планируется за счёт средств Всемирного банка реконструкции и развития,
полная замена системы отопления в школе.
Хотелось бы, что бы стальные трубы были заменены на трубу «Экопласт» с установкой алюминиевых радиаторов отопления. Данная модернизация системы отопления позволит уменьшить энергозатраты.
Из дополнительной литературы мы узнали,
что этот
вид радиаторов отопления сравнительно недавно появился на рынке. Одним из
главных его качеств можно считать теплоотдачу. Идеально гладкая панель
прекрасно излучает тепло. Верхняя часть секций состоит из окошек, через которые
выходит теплых воздух. Алюминиевые радиаторы очень чувствительны к изменению
параметров при регулировке. Очень быстро нагреваются, максимально отдавая
тепло.
Преимущества:
- Маленький
вес. В среднем одна панель весит килограмм;
- Небольшой
объем теплоносителя;
- Надежность.
Недостатки:
- Очень
чувствительны к кислотности воды, подаваемой в систему отопления. Если не
следить за уровнем рН, то накопление водорода внутри радиатора приведет
его к порче;
- Нежелательны
скачки давления;
- Гигиеничность
конструкции оставляет желать лучшего. На них постоянно скапливается пыль,
которую трудно удалить.
Показания по теплоэнергии
Экономь разумно
В ходе выполнения проекта, мы пришли к
выводу, что для того, чтобы экономия была эффективной одних подсчетов мало,
надо экономить сознательно. Сегодня каждый должен стать энергетическим менеджером.
Каждый вынужден считать свои энергозатраты, и может сделать энергоэффективным
свой дом или квартиру, выбирать покупки или способ передвижения по принципу
энергоэффективности – и это уже даст огромное сбережение энергии. Задуматься,
как выстроить жизнь, чтобы всем всего хватало?
Поэтому
у нас в школе провели конкурс рисунков по энергосбережению, систематически
проводятся классные часы по этой тематике, об этом рассказывают учителя на
родительских собраниях и конференциях. И все эти мероприятия не менее важны для
достижения поставленной цели, чем замена окон и дверей, только все в комплексе
принесет ощутимый результат.
Конкурс рисунков «Экономим бережливо»
Экскурсия в тепловой пункт школы
Урок-путешествие «В гостях у электрической лампочки»
Игра «Электричество и мы»
Уроки в школе БЕЗОПАСНОСТИ
Организация мероприятий по энергосбережению в системе
постоянного функционирования школы
(январь 2019 года – декабрь 2019 года)
На этом этапе участники проекта планируют и проводят
действия по энергосбережению в школе.
Этот этап, по сути, является основным в реализации
проекта. Именно от организации действий на этом этапе во многом зависит
практический результат проекта.
Основными составляющими элементами этого мероприятия
могут быть:
§
Изготовление и размещение информационных знаков
«Уходя, гаси свет!».
§
Обновление наглядной агитации по вопросам экономии и
бережливости.
§
Организация контроля за соблюдением светового режима
дежурными по школе.
§
Использование различных форм морального и
материального поощрения педагогов и учащихся, добившихся лучших результатов в
работе по реализации требований Директивы Президента Республики Беларусь от 14
июня 2007 №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической
безопасности государства».
§
Продолжение работы по разъяснению политики государства
в области экономии, направленной на повышение благосостояния белорусского
народа на информационных часах, воспитательных часах, родительских собраниях.
§
Систематическое освещение результатов проделанной
работы по реализации плана мероприятий по энергосбережению на сайте школы.
При
проведении мероприятий по энергосбережению мы
используем рекомендации, которые позволят значительно сэкономить расходы
на энергию.
§
Уходя, гасить свет.
§
Максимально использовать естественное освещение.
§
Выключать свет в классах на больших перерывах.
§
Регулярно проверять чистоту ламп, окон.
§
Отключать все электроприборы, когда они не
используются, полностью вынимать вилку из розетки (для удобства можно
использовать розетки с кнопкой полного отключения электропитания).
§
Не заслонять батареи шторами и мебелью, тогда теплый
воздух будет поступать свободно.
§
Организовать регулярное проведение бесед с учащимися
по вопросам энергосбережения и энергобезопасности.
§
В компьютерных классах включать только те компьютеры,
за которыми работают учащиеся только во время урока.
§
Проветривание классов при широко открытых окнах, при
котором не происходит переохлаждения помещений и поддерживается наиболее комфортная
температура 20—22С°.
Жить
только для себя-не значит жить!
А потому должны мы постараться
Энергию разумно потребить,
не только правнукам должна она достаться.
Энергия повсюду на земле:
В запасах нефти, газа, древесины,
В ветрах могучих, в каменном угле
И в солнечных лучах, в морских глубинах.
давайте новый мир построим мы,
Где будет много радости и света,
Но свет от солнца, ветра и воды
И в будущем достигнем мы успеха,
А ветроустановки навсегда
Пусть атомные станции заменят,
Не будет загрязнений никогда,
И жизнь нам это к лучшему изменит.
Нами
сделан вывод,
что сегодня каждый должен стать энергетическим менеджером. Каждый вынужден
считать свои энергозатраты, и может сделать энергоэффективным свой дом или
квартиру, выбирать покупки или способ передвижения по принципу
энергоэффективности – и это уже даст огромное сбережение энергии. Задуматься,
как выстроить жизнь, чтобы всем всё хватало?
Эффективное использование энергии —
ключ к успешному решению экологической проблемы!
От результатов решения этой проблемы
зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и
уровень жизни граждан!
Пословицы и
поговорки про энергосбережение
Энергосбережение
- важное умение.
Кто
не бережет копейки, тот сам
не стоит рубля.
Кто
не умеет грош сберечь, тот
не сбережет и миллиона.
Пушинка
к пушинке - выйдет перинка.
Бережливая
вещь два века живёт.
Через
край не лей, добра пожалей.
Что
сегодня сбережешь, завтра
пригодится.
Бережливость лучше прибытка.
Бережливость
- не скупость.
Не
деньги богатство - бережливость да разум.
Капля
мала, по капле море.
Энергосбережение
– не экономия, а умное потребление!
Никакой вид энергии не
обходится так дорого, как её недостаток.
Сказки на тему
энергосбережения
Дождик
Небо было сумрачным. Толстые неуклюжие
тучи плыли на запад, толкая друг друга. Вот две огромные тучи с обеих сторон
зажали маленькую серую тучку и она заплакала. Полил дождь. Крупные прозрачные
капли звонко забарабанили по стеклам.
- Деда, а зачем нужен
дождь? – Спросила девочка с двумя косичками.
- Чтоб землю напоить,
Настюша. Все живое воду любит. И деревья, и травы, и грибы. Вот овощи на грядке
да цветы в саду мы поливаем, а вот дикорастущие растения пить хотят. Да и
живность какая – звери, птицы из дождевых луж напьются… Вон, - смотри в окно –
червяки дождевые повылезли, дождичку радуются…
Вода – это жизнь. Без воды все живое
погибнет. Беречь воду надо. Не тратить без нужды, не загрязнять водоемы. Чтоб
все живое не погубить. Да и сами мы без воды и трех дней не проживем…
Девочка высунула в открытое окно руку и ее
ладонь быстро наполнилась чистыми дождевыми каплями. Настя стала переливать
воду из одной ладошки в другую.
- Чистая какая, как будто
свежестью дышит.
- А ты, Настюша, полей
водицей дождевой свой цветок – пусть тоже порадуется дождичку!
Настя осторожно вылила водичку в горшочек с
фиалкой.
Утром солнечные лучи разбудили девочку.
Открывает она глаза – а на окошке распустилась фиалка, да такими крупными
нежно-лиловыми цветами.
- Деда, глянь, мой цветок
расцвел! – радостно воскликнула девочка.
- А это, внученька,
благодаря дождевой водице. Видишь, как цветок тебя отблагодарил.
- Деда, а что это за дымка
на окне?
- А это капельки обратно в
небо просятся. Вчера дождь оросил землю, а теперь от тепла солнечных лучей вода
из земли испаряется. Вчерашние капельки превращаются в пар и снова поднимаются
в небо, собираются вместе – превращаются в облака. Ветер их гонит по небу,
смотрит, где земля во влаге нуждается. Облака соберутся в тучи и снова водой
прольются на землю. Это, Настенька, называется круговорот воды в природе.
Беседа о прочитанном:
О чем этот рассказ?
Как вы поняли: для чего нужен дождь?
Почему нужно беречь воду?
Каким образом ее можно
беречь?
Что такое «Круговорот воды в природе»?
Как мальчик Петя научился за
собой двери закрывать
Жил-был в одной семье мальчик Петя. Жил он
в деревне, с мамой и папой. Мальчик он шустрый, непоседливый. Любил он с
ребятами на улице гулять, в футбол, в чехарду играть. В общем, такой же
мальчик, как и вы. Только вот одна незадача: Петя двери не умел за собой закрывать.
Оденется-обуется наспех – и бегом на улицу: дверь нараспашку и только видно, как пятки
сверкают. А дверь за ним то папа закрывает, то мама… Ругаются: «Петя, полный дом мух
напустишь!», «Закрывай двери, кому говорят, - комары летят!», «Да сколько можно двери за
тобой, остолоп, закрывать уже!».
Один раз в дом чуть соседская коза не зашла: подходит к
полуоткрытой двери, заглядывает, любопытная, дверь рогами поддевает… Хорошо,
что Шарик, дворовый пес ее лаем спугнул.
Так они и жили. Но вот лето закончилось.
Наступила осень. Резко похолодало. Стали все в домах печи топить. И в детском
саду отопление дали. А Петя так и не научился двери за собой закрывать…
В один воскресный день Петиным родителям
срочно понадобилось отлучиться по делам. Попросили они Петю остаться дома: «Ты мальчик
уже большой, в следующем году уже в школу пойдешь. Побудь дома один, подожди
нас, мы скоро вернемся. Поиграй, мультфильмы посмотри. Только на улицу не ходи
– ты дверь закрывать еще не умеешь». И уехали.
Петя включил мультфильмы, с машинками
поиграл, с паровозиком. Надоело ему одному – скучно. Смотрит в окно – а на
улице мальчишки играют. А Пете ой как к ним хочется… Думает: «Погуляю, полчасика только, и
вернусь, родители ничего и не узнают».
Надел он куртку, шапку, обулся – и
выскочил из дома, как всегда, двери за собой не закрыв.
А на улице-то холодно. Ворвался ветер в
дом и стал хозяйничать. Где листьев с улицы принесет, где листы бумаги
раскидает. Холодно становится в доме. Двери хлопают, а закрыться сами не могут.
А погода портится: ветер снег с дождем нагнал. Разбегаются ребята по домам. И
Петя домой побежал.
Смотрит: ветер
двери бьет, выламывает. Заходит: дома разбросано все, да и холодно к тому же. «Вот попадет мне от родителей!»,
– напугался мальчик, - «Узнают они, что я без них на улицу ходил! Двери-то я,
простофиля, забыл закрыть… Что же теперь делать? Вот, не послушался родителей –
отвечать придется…».
В это время к Пете в гости пожаловала
бабушка. Заходит… «Петечка, внучок, что это? Дома Мамай прошел? Али фашисты?
Где родители?». Рассказал Петя бабушке все,
и о том, как родителей ослушался. Бабушка сказала ему:
«Это, конечно, очень грустно, что ты непослушный такой. И стыдно, что тебе
седьмой годок, а ты двери забываешь закрывать за собой. Зима на носу – тепло
беречь надо. Видишь, как быстро тепло выветривается. Да и ветер что натворил…
Но не расстраивайся: я тебя
выручу, так и быть, раз тебя угрызения совести мучают – не все потеряно. Ты,
прибирайся быстренько, а я печку растоплю. Не будем расстраивать родителей».
Петя быстренько убрался дома. Бабушка
печку растопила. Чай заварила: «Иди внучок, чайком погрейся. А то простыл небось, вон носом
шмыгаешь». Сели они за стол. Огонь в печке трещит, тепло, хорошо
стало.
А тут и родители вернулись. Петя с
бабушкой им ничего не рассказали. Но
Петя с тех пор стал внимательнее, и двери научился закрывать за собой. Родители
до сих пор удивляются – когда это он повзрослеть успел…
Беседа о прочитанном:
Каким был мальчик Петя?
Понравился он вам? Почему?
Почему нужно закрывать за
собой дверь?
Каким образом Петя
научился закрывать дверь?
Какие чувства испытывал
Петя после того, как он вернулся домой?
Попало Пете?
Какие чувства были у
бабушки? Почему она его не наругала и не рассказала все родителям?
Сказка о сбережённой энергии
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, в славном городе жили –
были Заяц и лиса. Лиса жила на улице Ледяной, а заяц жил на улице лубяной.
Встретились как-то Заяц и Лиса.
Лиса и говорит: «Заяц, пусти меня к себе жить, а то у меня в доме
холодно, некомфортно. А платить за коммунальные услуги много приходиться»
Отвечает Заяц: «Жить я Лиса тебя не могу пустить - у меня семья большая,
а вот как энергию сберечь – научу»
Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия
необходима для того, чтобы начать какое - либо движение, ускорить перемещение,
что–то поднять, нагреть, осветить.
К дальним селам, городам
Что идёт по проводам?
Светлое величество!
Это - электричество!
Сказка про две лампочки
Жили-были в доме по улицеЛенинская, 45 две лампы: одна
энергосберегающая, а другая - обычная.
Энергосберегающая освещала кухню, а
простая - коридор.
В один прекрасный день они поспорили
между собой: какая из них лучше? Которая потребляет меньше энергии?
Обычная лампочка уверяла, что именно
она экономнее и необходимее, ведь её изобрёлА.Н.Лодыгин ещё в 1872 году - вот как она долго
служит человечеству! И ей пользуются до сих пор!
На что ей отвечает соседка: «За это
тебе, конечно, спасибо, но сейчас большим спросом пользуюсь я! Кроме того, я
современнее, практичнее, долго не перегораю, дольше служу своим хозяева, а
главное, приношу меньший вред планете!»
Но как же решить этот спор?
Долго они ругались… И в один
прекрасный вечер вторая лампочка обнаружила, что её подруга перегорела, а на её
место хозяева вкручивают новую, такую же, как она сама.
Энергосберегающая, конечно,
расстроилась, что её соседки больше нет… Но всё - таки надо признать, что все
простые лампочки со временем будут заменены на экономные, потребляющие меньше
энергии и приносящие меньший урон Земле.
Это мудрое решение! Мы должны беречь
нашу планету
СТИХИ ПРО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
********
Берегите, люди, свет!
Нам без света жизни нет.
Если б не было бы света,
Жили б мы — не знаю как.
Не было б у человека
Никаких для жизни благ.
Неизвестно, как в пещерный век
Жил без света человек?
********
Чтобы стало в
этом мире
Завтра лучше, чем вчера, —
Сохраняй в своей квартире
Воду, газ, тепло всегда.
********
Мы тратим
свет, воду и газ.
Всё хорошо сейчас у нас.
А если тратить без ума —
Платить придётся всем сполна.
А если экономишь все богатства,
Считай, живёшь ты не напрасно
********
Капля капнула.
Так мало!
Это, вроде, не беда.
Только с капелькой уходят
Наши деньги навсегда.
А за взрослыми на кухне,
Нужен просто глаз да глаз.
Чтоб не тратили напрасно
Дорогой природный газ.
Утепляем в доме окна
Мы, стараясь, как всегда.
И поэтому не страшны
Нам любые холода.
Свет горит и днём, и ночью
Там, где нужно и где нет.
Взрослым, ты, малыш, напомни:
«Уходя, гасите свет!»
********
Чтобы воду сохранить,
Надо бережливым быть,
А поток реки из крана
Можно вентилем прикрыть.
И потом из многих капель,
Сэкономленных тобой,
Озеро нальёт в пустыне
И напоит всех водой.
********
Свет горел в
квартире всюду
Включена на кухне печь -
Экономить теперь буду!
Электричество беречь!
Свет включать везде негоже,
Экономить надо свет!
Сократить расходы сможешь-
Больше скушаешь конфет!
На семейном, на совете
Мы решили: свет не жечь.
Будут взрослые и дети
Электричество беречь.
********
Ну и лампа, что за диво!
И практична, и красива…
Экономит чудо - лампа
Наши деньги в госбюджете
В кризис это понимают
Все: и взрослые, и дети.
Принесет она нам пользу
И согреет теплым светом!
А работает прекрасно
И зимой она, и летом.
Россиянам всем желаю
Света, радости, любви.
А ты, новшество прогресс,
Чудо - лампочка, живи!...
********
Мне
недавно подарили
Лампу сбережения,
Ну и чувствую теперь я
Супероблегчение!
********
Мы веселая семейка,
Не умеем мы тужить.
Без энергосбережения
Нам и сутки не прожить!
********
В небе солнце светит ярко,
Птички весело поют.
Покупай энерголампы!
Береги энергию!
********
Энергосбережение - проблема
актуальная,
в быту, на предприятиях всегда на реальная,
и чтобы сэкономить, нам надо столько знать,
что это не один год прийдется изучать!
Вот основные принципы энергосбережения:
сначала оцените Вы объёмы потребления!
Вода, тепло и топливо, электроэнергетика -
все надо экономить.
Такая арифметика!
********
Лампочки светят
ярко и долго,
Если с них пыль всегда протирать.
Пыльные лампочки служат недолго
Лень вынуждает нас деньги терять.
********
У меня вода и
газ
Просто так не льются.
Свет, тепло, вода и газ
Дорого даются.
Чтобы все богаче стали,
Нужно нам учиться,
Проявив терпение,
Комментарии
Отправить комментарий